80 лет назад в небо поднялась первая стюардесса.

80 лет назад в Соединённых Штатах на борт пассажирского самолета поднялась первая в истории стюардесса. Это была молодая американская медсестра.

15 мая  отмечается международный день стюардесс. 80 лет назад в Соединённых Штатах на борт пассажирского самолета поднялась первая в истории стюардесса. Это была молодая американская медсестра. Руководство авиакомпаний нуждалось в медперсонале. Ведь полёты были в новинку и многие пасажиры в воздухе чувствовали себя не очень хорошо.  Идея оказалась  удачной и вскоре должность бортпроводниц ввели все авиакомпании мира.

Сегодня, когда не проходит и месяца, чтобы в мире не случилось авиакатастрофы, эта профессия стала едва ли не самой рискованной с одной стороны и заманчивой — с другой. Корреспондент “МК” отправилась на занятия в кузницу кадров небесных дел мастеров, где бок о бок с будущими бортпроводниками освоила актуальную профессию.

“ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ РЕЙСОВ ЗАРПЛАТА СТЮАРДЕССЫ ДОСТИГАЕТ 100 000 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ”

В “учебной части” сразу пояснили: все разговоры по поводу того, что в стюардессы набирают исключительно девушек с модельной внешностью и ростом не ниже 170 см, — выдумки. Главное, чтобы по здоровью проходили и выглядели привлекательно. Единственный нюанс — в небо не возьмут слишком полных. А еще в современной авиации большой спрос на проводников мужского пола, которые хорошо знают английский язык. Претенденту должно быть не меньше 18 лет.  

— Для пассажиров стюардесса — по сути официантка в воздухе, обслуживающий персонал, — говорит директор школы Вера Новохатская, — немногие пассажиры понимают, что их безопасность всецело зависит от профессионализма бортпроводников.  

Сама Вера Александровна пошла учиться на стюардессу, как только ей исполнилось 18 лет. Отлетав больше тридцати лет, основала школу бортпроводников. Между прочим, раньше у стюардесс предусматривался карьерный рост — чем лучше ты работаешь, тем выше класс обслуживаешь, что, разумеется, отражалось на зарплате. Но несколько лет назад классы квалификации отменили. Теперь вопрос о профессиональном росте бортпроводников повис в воздухе.  

В начале 80-х, чтобы стать стюардессой на международных рейсах, нужно было выдержать конкурс 10—12 человек на место! Сейчас проблем с трудоустройством нет.
Ходит много слухов о “вредности” работы в небе. Мол, и бесплодием стюардессы страдают чаще, и зрение у них портится. Однозначно утверждать это нельзя, но вроде бы болеют не чаще других. Единственное, что ухудшается точно, — это слух. Из-за перепадов давления очень страдает тонкая перепонка в ушах. Категорически запрещено летать стюардессам в положении. Правда, многие из последних сил скрывают беременность, чтобы налетать побольше часов и заработать денег.  

— Действительно ли стюардессы регулярно за счет авиакомпаний отдыхают между рейсами за границей? — интересуюсь у руководства, прежде чем записаться в группу.  

Авиаторы скромно улыбаются… Ведь работа в небе и правда предоставляет отличную возможность посмотреть весь мир. Неудивительно, что большинство проводников рвутся летать на международных рейсах. А чем больше длится полет, тем больше денег получат члены экипажа. В горячее время в месяц можно заработать до 100 000 рублей. Но вкалывать за такие деньги тоже придется будь здоров, земли под ногами в прямом случае чувствовать не будешь — все в небе. Зимой, когда количество рейсов уменьшается, снижается и зарплата (от 35 000 до 65 000 руб).  

После собеседования меня определили в группу, где 15 девочек и 6 мальчиков, все не старше 25 лет.

“ЗАДЕРЖКА РЕЙСА ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ВЫ НЕДОСЧИТАЛИСЬ ЧАЙНИКА, ОБЛЕГЧИТ ВАШ КАРМАН НА 10 000 ЕВРО”

— Меня в “провода” знакомые уговорили пойти, — сообщил новый знакомый Никита. — Я уже и компанию знаю, в которой буду работать.
Вместе с будущими проводниками мы ждем начала занятий по питанию. Каждый из нас, попадая на борт самолета и набрав высоту, думает о том, когда уже будут кормить. Стюардессы должны еще на земле проследить за тем, чтобы не было накладок с едой. К слову, запасных комплектов с пищей в салоне предусмотрено всего по одному на каждые 50 человек.  

— Ну-ка, кто скажет, какое питание предлагается пассажирам  первого класса, когда самолет еще на земле? — спрашивает у группы преподаватель Наталья Евгеньевна, которая больше тридцати лет проработала бортпроводницей на правительственных авиалиниях.  

Группа зашелестела тетрадями. “Коньяк, чтобы не страшно взлетать было!” — выкрикивает с места один из стюардов. Нет, правильный ответ — карамельки. Поднос застилаем льняной салфеткой, конфеты высыпаем в хрустальную вазочку или корзинку, свернутую из салфетки. Предлагать начинаем с первого ряда по левому краю. В последнее время многие небесные ласточки, обслуживающие экономкласс, высыпают огромную гору конфет на голый поднос и размахивают им над головами пассажиров. Видя такое отношение, пассажиры перенимают манеру поведения — со словами “пардон, меня всю дорогу тошнит” запихивают сладости горстями в карманы, и для людей в “хвосте” уже ничего не остается. Наталья Евгеньевна предлагает нам и в эконом-салоне класть карамель в красиво свернутую салфетку — это дисциплинирует.  

Кстати, все преподаватели школы регулярно летают в другие города на семинары и волей-неволей подмечают промахи коллег. Одни зевают во весь рот, другие собственными руками нечаянно спаивают пассажиров. Впрочем, даже если совершили ошибку — виду подавать нельзя. Иначе получится как со стюардессой, которая на вопрос удивленного клиента, зачем она налила ему так много коньяку, ответила: “Ну, лететь-то долго”. Нарушительницу оштрафовали.  

Что удалось сразу же втемяшить в наши юные головы — за любую пропажу расплачиваться придется именно нам. А приборы не из дешевых. Например, тележка для пищи стоит 3000 евро. Случалось, что во время полета теряли и ее.  

Как вы думаете, за счет кого пассажир получит желаемую рыбку, если в запасах для салонной еды ее больше нет? Блюдом придется жертвовать кому-то из проводников. В классе раздаются смешки: “О рыбе и томатном соке придется забыть”.  

Уф, сколько всего запомнить! Как наливать пеносодержащие напитки, какую салфетку нужно подавать к горячему, а какую — для вытирания помады с губ, с помощью каких приборов перекладывать булочку с тележки на поднос, в какой угол столика класть пирожок, в какую сторону должна быть повернута корочка хлеба… Сыр какой страны вы предпочитаете — рокфор, пармезан, с благородной плесенью, с цветущей корочкой? Кстати для каждого сорта нужен отдельный нож. Так как в первом классе сыров предлагают как минимум пять, то и приборов нужно столько же. Все они должны находиться на нижней полке тележки в емкости с водой, разбавленной марганцовкой.  

— А если пассажиры поинтересуются, почему ножи в розовой воде? — спросил кто-то из группы.  

— Так и объясните, что это специально для того, чтобы приборы оставались чистыми, хотя, поверьте, от пассажиров первого класса вы такой вопрос вряд ли услышите. 

После двух недель занятий экзамен, во время которого нам придется продемонстрировать то, что мы усвоили за курс. Для этого в кабине имеется тележка для еды и кресла из самолета.

“ЕСЛИ В САМОЛЕТЕ НАЧАЛИСЬ РОДЫ,ИХ УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ”

— Сегодня будем реанимировать Максима, — в кабинет заходит летный врач Елена Васильевна.  

Ну-ка, кто здесь Максим? Наверное, самый красивый?  

Оказалось, Макс — тренажер в преклонном возрасте: уже два года играет роль пассажира, которому плохо. Укладываем бедолагу на спину, подтягиваем брюки и приступаем к выяснению причин обморока.  

— Точно так же, в проходе, вы должны уложить пассажира, внезапно потерявшего сознание, — объясняет Елена Васильевна. — Первым делом нужно проверить его зрачки.  

Существует синдром “кошачьего глаза”: если глаза клиента выглядят именно так, бьем тревогу — у него клиническая смерть. Зовем на помощь второго бортпроводника и разделяем обязанности. Один делает искусственное дыхание, второй — непрямой массаж сердца.  

— Мы его теряем! — прикалывались юные эскулапы и с удвоенной силой принимались дуть в рот манекена.  

Сколько раз бедный Максим “умирал” под неопытными пальцами студентов — не сосчитать! Порой кто-нибудь с такой силой нажимал на грудную клетку, что аппарат судорожно мигал красными сигналами, что означает: полегче, дружище, ты же сейчас все кости переломаешь. Если все правильно, у Макса начинал биться пульс, а зрачки становились нормального размера.  

Зачет по дисциплине в конце занятия сдавали все. Надо было привести в чувство пребывающего в клинической смерти Максима.  

Нужно помнить, что стюардесса не претендует на звание врача, а лишь должна уметь оказать первую медицинскую помощь. Принцип “не навреди” действует и в этой профессии. Часто бывает, что пассажиру что-то попало в глаз — например, когда он поднимался по трапу. Чем поможет стюардесса? Даст салфетку, чтобы приложить ее в угол глаза или стакан воды для промывки. Это элементарная ситуация, но случаются и ЧП. Однажды во время полета началась болтанка (так специалисты называют тряску в зоне турбулентности), и один мужчина ударился лицом о неубранный столик. К слову, то, что он его не убрал, недосмотр персонала. На беду мужчина был в очках, которые разбились, и осколки застряли в глазных яблоках.  

— Попытаетесь самостоятельно их извлечь — оставите человека без глаз, — наставляет педагог, — это могут делать только профессионалы. Вы же должны наложить бинт, причем на оба глаза, чтобы он не смог моргать до посадки.  

Бытовые травмы происходят часто. Ожоги от пролитого чая, пусть и несильные, потому что сейчас на борту не принято нагревать воду выше 60 градусов. Регулярно на пассажиров падают тяжелые сумки с верхних полок. Ну а болит голова и скачет давление у каждого пятого.  

На одном из занятий Елена Васильевна объявляет, что будет учить нас… принимать роды — на тренажере, имитирующем то место, откуда появляются дети.  

— Обрежьте ногти, снимите кольца, тщательно вымойте руки и обработайте их водкой, — диктует врач, — потом подготовьте полотенце, горячую воду и салфетки.  

На деле все просто. Показалась головка — придержать ее рукой, потом ребенок сам перевернется набок, и, аккуратно раскачивая вверх-вниз, нужно помочь ему появиться на свет. Если пуповина на шее, то оттягиваем ее на себя.  

— Советую не отвлекаться, — говорит Елена Васильевна. — Был у меня тут один ученик, который во время родов в окно глядел, мол, мне это не пригодится. Так в стажерском полете ему пришлось самому ребенка принимать! Думаете, бригада сжалится над вами, потому что вы новичок? Как раз в первую очередь на ваши плечи все взвалит, чтобы попрактиковались!

“ВСЕ ГАЗЕТЫ РАСТРЕЗВОНЯТ, КАК КРАСИВОЕ КРАСНОЕ ПЯТНО УДАЛЯЛОСЬ ОТ БОРТА САМОЛЕТА”

Занятия по авиационной безопасности у нашей группы ведет заслуженный летчик Валерий Щегалев. В 1973 году он управлял самолетом “Ту-154”, который летел из Москвы в Прагу и разбился при посадке, не долетев 470 м до взлетно-посадочной полосы. Это была первая авиакатастрофа “тушки” этой модели. Лайнер ударился о землю, перевернулся на “спину” и по февральскому льду проскользил больше километра, сшибая все на своем пути. Из 100 человек тогда погибли 66. Остальные выжили благодаря слаженным действиям экипажа.  

Самое удивительное, что большинство летчиков даже после самых страшных аварий не бросают работу и, преодолев страх, снова и снова принимают управление железной птицей. С Валерием Михайловичем мы едем в бассейн в учебном центре при “Шереметьево”, где тренируются пожарные и космонавты. Тут нас научат, как вести себя в ситуации, если самолет совершил аварийную посадку на воду. Она бывает “сухая” и “мокрая”.  

— Помните, весь персонал будет одет в жилеты красного цвета, чтобы пассажиры знали, к кому обращаться за помощью, — предупреждает нашу “первоначалку” Валерий Михайлович. — Все будут смотреть на вас и видеть, как вы себя ведете! Поэтому стоит вам бросить людей на произвол судьбы — и на следующий день все газеты растрезвонят, как красное красивое пятно поспешно удалялось от борта самолета. О карьере стюардессы после такого можно забыть — не возьмет на службу ни одна авиакомпания.  

Нашей группе раздали жилеты и показали, за что нужно дергать, чтобы они надулись. Будущие стюардессы при надувании жилетов визжат, как барышни, увидевшие крысу. Затем ныряем солдатиком в воду и хватаем соседа под руку: на деле это тонущий пассажир. Потом нас научили отпугивать акул. Для этого все, кто в водоеме, должны образовать круг и взять друг друг под руки, ногами при этом следует болтать по воде и громко кричать. Эта фигура называется “ромашка” — увидев такое большое кричащее и колыхающееся нечто, акула не решится подплыть поближе.  

Чтобы почувствовать весь груз ответственности, преподаватель назначил меня главным бортпроводником, который зовет пассажиров к шлюпке и помогает им в нее запрыгнуть.  

— Включи повелительный тон! — напутствует Валерий Михайлович. — У них же паника, они твоего писка и не услышат. В салоне ваша задача — успокоить пассажиров. “Уважаемые пассажиры, не волнуйтесь, мы три раза в месяц такие посадки совершаем, и ни разу никто не утонул” — даже если в это никто не поверит, люди почувствуют, что вы шутите, и расслабятся, ведь в серьезной ситуации было бы не до шуток.  

Сохранить лицо непросто, ведь стюардессы тоже боятся умирать. Однажды директору школы пришлось лететь на самолете, у которого сразу после взлета загорелся двигатель. Самое интересное, что на его борту летели домой моряки, которых только-только спасли с тонущего корабля. Они с ужасом смотрели в иллюминаторы, откуда их взорам открывалась бескрайняя пустыня Сахара… К счастью, летчики успели вернуться, посадить самолет и эвакуировать пассажиров.  

Раньше в самолетах курить было можно, теперь же — строжайше запрещено. Впрочем, бывалые бортпроводники всегда найдут лазейку в воздухе, чтобы предаться пагубной привычке. На “Ту-154”, например, прячутся в кабину экипажа, на “Ил-86” — смолят в подсобке.  

Вы должны наблюдать за тем, как ведут себя пассажиры, — говорит летчик. — Кто-то показался вам подозрительным — не спускайте с него глаз!  

Если человек вызывает подозрение, нужно под вежливым предлогом отсадить его соседа на свободное место, а рядом с потенциальным преступником посадить члена экипажа. Строго-настрого преподаватели запретили нам изображать из себя проводников поезда дальнего следования и соглашаться за вознаграждение возить какие-либо передачи. Один раз стюардессу попросили перевезти якобы кому-то в подарок начиненный взрывчаткой радиоприемник — угробили 360 пассажиров.

“ЕСЛИ ПАССАЖИР УЩИПНУЛ ВАС, ЭТО ВАША НЕДОРАБОТКА”

В случае нештатных ситуаций стюардессы могут призвать себе в помощники не только членов экипажа, но и других пассажиров. Как показывает практика, обычные люди с готовностью помогают персоналу. Но лучше пьяных подмечать еще во время посадки. Если пассажир был трезв, но медленно и верно напивается уже в самолете, нужно забрать спиртное со ссылкой на закон, запрещающий распивать такие напитки в общественных местах. В самом крайнем случае возмутителя спокойствия лучше даже… связать. В пункте назначения с ним уже будет разбираться милиция. В одной авиакомпании стюардессам даже выдавали наручники и шоковую дубинку! Но применять их не доводилось, большинство граждан стихает после строгого замечания. Кстати, видов замечаний существует три — мягкое, строгое и письменное.  

Вести себя с пассажирами стюардессы должны вежливо, но без жеманства. Никто не решится приобнять бортпроводницу со строгим лицом, а вот хохочущую кокетку — запросто. Профессионалы уверяют: если мужчина позволил себе неприличный жест по отношению к стюардессе, значит, она дала повод.  

— Несмотря на общепризнанное мнение, что стюардесса — вожделенный объект, она так же недостижима, как и высота, на которой летит самолет, — улыбается директор.  

В случае промахов щадить стюардесс клиенты не будут. Однажды из Турции ждали вылета в Москву два самолета — во “Внуково” и “Шереметьево”. Один из бортпроводников по недосмотру принял на свой борт багаж соседнего судна. Путаница обнаружилась только в столице. Авиакомпания поселила застрявших в Москве клиентов в отели, поила и кормила их. А стюардессам пришлось компенсировать затраты авиакомпании за переправку багажа из одного аэропорта в другой, проживание пассажиров в городе и новые билеты до родины.

“ВЫСОЦКИЙ ЗАХОДИЛ К НАМ НА БОРТОВУЮ КУХНЮ И ПЕЛ ПРО СТЮАРДЕСС”

В кино  чуть ли не в каждом третьем фильме герои занимаются сексом в бортовых туалетах и выдворяются оттуда гневными бортпроводниками. В российской практике предаваться любовным утехам в отхожих местах не запрещено. “Будем стучаться, только если самолет идет на посадку, и все должны занять свои места”, — успокаивают стюардессы. Кстати, за туалетами в салоне установлена слежка. Это необходимо для того, чтобы выявить людей, у которых расстройство желудка и которые могут быть носителями инфекций. Если человек часто бегает в ватерклозет, ему обязаны предложить медикаменты и убедиться, что у него нет  инфекционного заболевания.  

— Чаще всего “перевозчиками” инфекции являются пассажиры, летящие из Индии, — рассказывает Вера Александровна. — Нужно освободить для него ряд, предоставить отдельную посуду и туалет. А по прилете пассажиров поместят на карантин.  

Возвращаясь к кино — сцены, когда перевозят преступников, прикованных наручниками к сотрудникам спецслужб, вполне реальные.

— Я была бортпроводницей на рейсе, когда выдворяли из страны Солженицына, — вспоминает директор. — Он был очень растерян и подавлен.  

Владимир Высоцкий каждый раз, когда летал на рейсах Веры Александровны, после взлета проходил к ним на кухню и устраивал концерт под гитару. Любимая песня летного экипажа в его исполнении “Москва—Одесса”: “А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса…” Но как только самолет влетел в зону турбулентности, Владимира Семеновича вежливо выпроваживали на его место и просили пристегнуть ремни.

Источник: МК