Аэропорты — слабое звено в цепи авиабезопасности

Взрыв в "Домодедове" свидетельствует, что аэропорты мира до сих пор не слишком защищены от "наземных" нападений, полагают эксперты и добавляют: после 11 сентября 2001 года основные усилия в этой сфере были сосредоточены на том, чтобы защитить людей, находящихся в воздухе.

Взрыв в "Домодедове" свидетельствует, что аэропорты мира до сих пор не слишком защищены от "наземных" нападений, полагают эксперты и добавляют: после 11 сентября 2001 года основные усилия в этой сфере были сосредоточены на том, чтобы защитить людей, находящихся в воздухе.

Трагедия американских башен-близнецов привела к резкому увеличению инвестиций в сложные технологии, призванные не допустить проноса взрывных устройств на борт самолетов или захвата лайнеров террористами.

Эти меры вполне объяснимы, особенно с учетом беспрецедентной дерзости нападения, совершенного "Аль-Каидой" 11 сентября, признает обозреватель агентства Рейтер Уильям Маклин, но в результате координации всех усилий на безопасности в воздухе без должного внимания осталась защита пассажиров и персонала, находящихся на земле.

Аэропорты представляют собой ничуть не менее лакомый кусок для злоумышленников, чем правительственные учреждения, напоминают эксперты в области авиационной безопасности. Важен также тот факт, что в них часто много людей, а это дает возможность боевикам максимизировать количество жертв.

Ущербная безопасность?

"Это серьезная брешь в системе безопасности, — говорит Филип Баум, редактор специализированного журнала Aviation Security International. — Эта сфера упустила общую картину, сосредоточилась на нейтрализации той опасности, о которой известно, а не той, которая надвигалась. Мы всегда лишь реагируем на события".

Между тем Крис Йейтс, независимый британский консультант по вопросам авиабезопасности, говорит, что он уже не первый год пытается привлечь внимание заинтересованных сторон к тому, что безопасность аэропортов оказалась жертвой усилий, направленных на то, чтобы не допустить террористов на борт самолетов.

"Многие аэропорты открыты всем, кто хочет войти и взорвать себя. Вот так все просто", — цитирует Йейтса агентство Рейтер.

Некоторые из мер, которые были введены после 11 сентября 2001 года, — такие как ростовые сканеры и тщательный личный досмотр — привели к появлению в аэропортах длинных очередей. А эти очереди, по словам специалистов по антитеррору, сами по себе являются желанной целью для тех, кто решил совершить нападение, не поднимаясь в воздух.

Кроме того, все шаги, на которые власти идут после 11 сентября, оказывается довольно ущербными: они не принимают в расчет то обстоятельство, что боевики постоянно меняют тактику, чтобы оставаться на шаг впереди. А потому, подчеркивают эксперты, ужесточение мер безопасности на борту лайнеров с самого начала следовало считать не вполне верной тактикой.

Одним из примеров этой ущербности можно считать план с применением почтовой бомбы, который в октябре ушедшего года попыталась реализовать группировка "Аль-Каида" на Аравийском полуострове". Только благодаря вовремя полученной от информаторов наводке властям удалось предотвратить отправку взрывчатки, которая должна была отправиться в Америку на двух грузовых самолетах в картриджах для принтера.

После этого случая правительства, авиакомпании и регулирующие структуры по всему миру пересматривают меры безопасности в этой сфере.

Очарование авиапутешествий

А между тем до взрыва в "Домодедове" со времени последнего масштабного "наземного" нападения на аэропорт прошло больше четверти века. 7 декабря 1985 года боевики палестинского "Революционного совета Фатх" Абу Нидаля одновременно атаковали стойки израильской авиакомпании El Al в аэропортах Рима и Вены. Тогда были убиты 19 человек.

И, как полагает Филип Баум, вопрос состоит в том, сколько пройдет времени, прежде чем нынешнее поколение боевиков решит применить похожую тактику.

"Аэропорты космополитичны, — говорит он. — Пассажиры из разных стран. Коммерция из разных стран. В этом и есть очарование авиапутешествий. Ты хочешь немедленно привлечь к себе внимание прессы — ты наносишь удар по авиапутешествиям. Мы не замечаем этой опасности на свою беду".

В июне 2007 года исламистская ячейка пыталась атаковать аэропорт шотландского города Глазго при помощи начиненного взрывчаткой джипа. Тогда погиб один из двух экстремистов, которые собирались стать смертниками.

В Замбоанге на юге Филиппин 5 августа 2010 года два человека погибли и несколько десятков получили ранения, когда рядом с аэропортом взорвался рюкзак на спине мужчины.

Эксперты по безопасности опасаются, что рейд, устроенный исламистами в индийском городе Мумбаи в 2008 году — рейд, напоминавший тактику ведения городского боя подразделениями спецназа, — может послужить примером для других боевиков. При этом, указывают специалисты, наземные нападения весьма привлекательны для радикалов, поскольку в целом они требуют менее детальной подготовки, чем, скажем, действия на борту находящегося в воздухе самолета.

Как пишет Клод Монике, директор работающего в Брюсселе Центра европейской стратегической разведки и безопасности, взрыв в "Домодедове" свидетельствует, что решив ударить по аэропорту, террористы продемонстрировали способность убивать огромное количество людей по соседству с Москвой, несмотря на все меры безопасности, которые принимают российские власти.

"В прошлые годы по всему миру огромное количество времени, денег и технических ресурсов уходили на обеспечение безопасности авиакомпаний и пассажиров, — пишет он. — Однако безопасность аэропортов остается слабым звеном в глобальной цепи безопасности авиатранспорта".

Источник: Русская служба BBC