Стиль – это правила игры

Что делать вечером мужчинам? Правильно, разговаривать. Предварительно договорившись о встрече с собеседником на 30 минут, проговорили пару часов. О чем? О ней. Об авиации. Собственно, человек, с которым шел разговор, в особом представлении не нуждается. Пилот-любитель, модератор сайта saon.ru – Ян.

Что делать вечером мужчинам? Правильно, разговаривать. Предварительно договорившись о встрече с собеседником на 30 минут, проговорили пару часов. О чем? О ней. Об авиации. Собственно, человек, с которым шел разговор, в особом представлении не нуждается. Пилот-любитель, модератор сайта saon.ru – Ян.

— Послушай, а почему Ян, ведь это не настоящее имя?

—  Почему не настоящее? Настоящее. Тут целая история, но об этом в другой раз.

— Тогда традиционный вопрос. Расскажи о своем пути к небу.

—  Банально. Проезжал мимо аэродрома. Попросил покатать. Дали порулить. Был слегка подшофе. Понравилось. На следующий день проверил ощущения на трезвую голову. Понравилось, но уже меньше. Но так как уже час обучения мне зачли, пришлось продолжить. Многие из увлечений начинались у меня совершенно случайно. И так же неожиданно заканчивались по разным причинам. На то они и увлечения.

— И как долго продлится любовь к небу?

—  Не знаю. Не загадывал. Авиация для меня — приятная случайность, но не панацея. Ощущение свободы в новом измерении. Летаю, пардон, пилотирую, больше года. Сначала прошел школу РОСТО, научили летать на самолете. На самом деле научили. И даже лицензию дали — "пилот-спортсмен". Правда, она никому оказалась не нужна. Пришлось в Испании доучиваться и получать европейскую лицензию PPL(A). Потом, поняв, что пилотаж мне неинтересен, а летать вокруг аэродрома кругами скучно, прошел переобучение на вертолет — получил свидетельство ГА РФ. И только что вернулся из Испании, где получил лицензию PPL(H). А что будет потом, не знаю.

— А сколько уже налетал часов?

—  Где-то чуть больше 600. Но это вообще. Да и половина времени — обучение.

—    Тогда резонен вопрос: ты "простой" российский миллионер, живешь на ренту и не знаешь чем себя занять?

—  Да ты что? Я вполне приличный человек. Работа, рутина, начальство, прибавки и премии случаются, недавно даже начал 13-ю зарплату получать. Подчиненных нет, ренты нет, миллионов нет, хотя я, конечно же, не отказался бы.

—    Классно. Очевидно, это тот редкий случай, когда желания и возможности совпадают? Ну и как с полетами по России? Не то, что в Европе? Просторы-то какие, куда хочешь, туда и лети…

—   Издеваешься. На самом деле, те частные пилоты, кто летает в России, делятся на 2 категории — честные "партизаны" и просто "партизаны". "Партизан" — это тот, кто летает не вполне легитимно. При желании абсолютно любой полет можно признать незаконным. Но все давно приспособились. Кто принимает правила игры, или, если угодно — стиль полетов в РФ — летает по заявке в районе аэродрома до головокружения либо, срезая углы, от поворотного к поворотному, кто не принимает правила игры — как может и где хочет.

И здесь, по-моему мнению, проблема не в пилотах, которые нарушают установленные правила, а в неадекватной системе управления воздушным движением на местных воздушных линиях и в практически полном отсутствии инфраструктуры: аэродромов, заправок, пунктов техобслуживания. Простой пример. Мне надо завтра в 10.00 быть в Питере.

Если ты думаешь, что мне просто надо вылететь пораньше, то ошибаешься. В 10.00 в Питере я не буду, даже если не буду спать всю ночь. А вот к 15.00 — это уже более реально. Чтобы получить разрешение на полет, мне понадобится не менее 2-х часов за сутки до полета — подготовка, подача заявки, расчет времени, погоды, учет рабочего времени МДП (местный диспетчерский пункт) тех районов, через которые я буду пролетать, затем час-другой непосредственно перед вылетом, если все сделано правильно и никто не пролил на мою заявку чашку с чаем в каком-нибудь МДП, что часто случается. Все это не гарантирует, что я получу разрешение и вылечу в намеченное время. Ну и перед полетом я теоретически должен за 2 часа пройти медосмотр… Найти же врача, например, в 5 утра на небольшом аэродроме — отдельная задача. А уж решать проблему с топливом мне придется самостоятельно — ну не продают ни автомобильный, ни авиационный бензин в крупных аэропортах. А в мелких — только по договоренности.

Беседовал Александр Ельчен
фото Сергея Лелекова