Украина пока впереди России.

Комитет по вопросам европейской интеграции признал, что проект Воздушного кодекса Украины не противоречит законодательству Европейского Союза.

Украина на пороге настоящего бума легкой авиации. После того, как Кабинет Министров Украины постановлением от 1 июля в 2009 г. № 680 внес в Положение об использовании воздушного пространства Украины (постановление КМУ от 29 марта в 2002 г. № 401) изменения и привел правовые нормы регулирования выполнения полетов и обслуживания движения в воздушном просторные Украины в соответствие со стандартами Европейского Союза, фактически небо для полетов легкой авиации открыто. Теперь не нужно обязательное получение разрешений на использование воздушного пространства от органов системы обслуживания воздушного движения во всех частях воздушного пространства Украины. Достаточно только проинформировать центральный диспетчерский пункт накануне вылета вечером.

В России подобным порядок использования воздушного пространства предполагается начать с 1 ноября 2010 г. Сейчас в Росавиации прорабатываются вопросы безопасности полетов в этом новом для России деле.

А тем временем пилоты любители не хотят ждать. Три человека погибли в результате падения гидроплана в Серпуховском районе Московской области. По одной из версий, крушение гидроплана произошло из-за сильного ветра. Гидроплан марки L-42, принадлежащий частному лицу, упал в 10.45 мск в районе озера Павленское Серпуховского района в Подмосковье. Погибли три человека — двое мужчин и одна женщина. По предварительным данным, частный гидросамолет совершал полет без разрешения. Самолет летел на слет любителей авиации в Большое Грызлово. Представитель Росавиации сказал: данный самолёт не был зарегистрирован как летательное средство и разрешения на полёт не получал.

И многие аппараты прибывшие на этот слет, по сути, находятся на нелегальном положении, как и их владельцы – без регистрации и без прав.

А Украина с новым Воздушным Кодексом уже почти влилась в европейское воздушное пространство. В соответствии с новыми изменениями, воздушное пространство, доступное для общего воздушного движения, разделяется на: контролируемое, в пределах которого могут обеспечиваться все виды обслуживания воздушного движения (диспетчерское, полетно-информационное и аварийное); воздушное пространство вне границ контролируемого пространства, где обеспечивается в установленном порядке только полетно-информационное и аварийное обслуживание.

В случае выполнения полетов гражданскими воздушными судами вне границ контролируемого воздушного пространства экипаж воздушного судна несет ответственность за своевременное прохождение предполетной подготовки, получения соответствующей аэронавигационной информации и безопасный полет. При этом если воздушное судно выполняет полеты на высоте не более 1500 метров.

Комитет по вопросам европейской интеграции признал, что проект Воздушного кодекса Украины не противоречит законодательству Европейского Союза. В частности, это касается положений о расследовании авиационных происшествий и инцидентов, лицензирования авиационных перевозчиков, деятельность субъектов аэропортовой деятельности, охрану окружающей среды, защита населения от авиационного шума и электромагнитного излучения, координированные аэропорты, правила авиационных перевозок, тарифы на них, сертификацию аэродромов, воздушных судов и авиационного персонала.

Целью принятия проекта является законодательное закрепление норм регулирования деятельности гражданской авиации в Украине, в частности адаптация к нормам международного воздушного права. Также целью разработки проекта является учет требований Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Европейского Союза, Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА), Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль), а также изменений в нормах украинского законодательства, которые произошли за период после введения в действие Воздушного кодекса Украины в 1993 году.