Ричард Абулафия: почему авиапрому станет лучше в 2022 году


Подробно об авторе: Ричард Абулафия

Почти два года прошло с начала пандемии COVID-19, обрушившей на авиационную отрасль самый тяжелый кризис за всю ее историю. В 2020 году поставки самолетов сократились на 35% по сравнению с 2019-м, а пассажиропоток — на 66%. И то и другое — печальные рекорды эпохи реактивного авиасообщения. И все же как в авиастроении, так и на рынке авиаперевозок наметились поводы для сдержанного оптимизма. Согласно предварительным итогам, в 2021 году перевозки выросли на 7,5% к предыдущему году, а на 2022 год прогнозируется здоровый рост в 22%. Картина сильно отличается в разных сегментах и регионах. Проще всего просматривается оборонный сектор. Поставки военной авиатехники в прошлом году просели исключительно из-за сбоев логистики комплектующих и простоя заводов из-за локдаунов. Спрос при этом совершенно не пострадал как на внутренних, так и на экспортных рынках в силу геополитических причин. Кроме того, финансирование оборонного сектора повсеместно считается приемлемым способом государственной поддержки аэрокосмической промышленности и национальной экономики в целом в условиях кризиса.

Вполне радужно выглядит и сегмент деловой авиации. Интенсивность использования бизнес-джетов недавно превысила пиковые показатели 2019 года. И операторы долевого владения, и чартерные налетали больше, чем когда-либо прежде. Основные драйверы этого рынка — прибыль корпораций, рынки ценных бумаг и цены на нефть — на высоте. Подстегивает спрос и неоднозначная ситуация в коммерческих перевозках. Если не брать в расчет разницу в темпах производства Gulfstream G650ER и G700 (который поступит в эксплуатацию не ранее IV квартала 2022 года), то в целом производство вернется к уровню 2019-го уже в этом году.