Женщины-авиаторы: вчера и сегодня

8 марта 1910 года баронесса Раймонда де Ларош стала первой женщиной в мире, получившей лицензию пилота

8 марта 1910 года баронесса Раймонда де Ларош стала первой женщиной в мире, получившей лицензию пилота. Первой русской женщиной-пилотом считается Лидия Зверева, которая получила лицензию в 1911 году. На заре 20 века немногим представительницам прекрасного пола представилась возможность реализовать свою мечту и покорить небо. Что изменилось за прошедшие сто лет, и как свое положение в индустрии оценивают сегодняшние пилотессы?

Баронесса Раймонда де Ларош

Сегодня США можно смело назвать лидером по количеству женщин-пилотов. Согласно данным Федерального управления гражданской авиации США (FAA), в 2011 году в стране насчитывалось около 26,5 тысяч женщин, которые имели лицензии частного (PPL), коммерческого (CPL) и транспортного (ATPL) пилота. Профессия пилота становится все более популярной среди прекрасного пола — с 2002 по 2011 гг. общее количество женщин-пилотов в США увеличилось примерно на 9%.

«В мировой авиационной индустрии доля женщин составляет примерно 5% от общего количества пилотов. Эти данные немногим отличаются от показателей, скажем, 80-ых или 90-ых годов прошлого века. В крупных авиакомпаниях женщин – командиров воздушного судна насчитывается всего несколько сотен. Однако скромное количество пилотесс в мире – это не столько результат доминирующего положения мужчин в отрасли. Лишь немногие девушки всерьез рассматривают профессию пилота. Многие пилотессы признаются, что страсть к авиации им передалась от членов семьи. Таким образом, один из наиболее актуальных вопросов – это методы популяризации авиационных специальностей среди женщин», — комментирует Скайсте Книзайте, генеральный директор AviationCV.com.

Многие женщины-пилоты отмечают, что сегодня все реже сталкиваются с открытой дискриминацией в отрасли. Как пассажиры, так и пилоты-мужчины в большинстве своем позитивно относятся к тому, что за штурвалом самолета женщина.

«В 21 веке нет ничего странного в том, что женщина пилотирует самолет. Да, сегодня мы по-прежнему в меньшинстве — например, в моей компании всего 5 пилотесс на более чем 100 пилотов. Но наши капитаны и инструкторы никогда не позволяли нам чувствовать, словно мы на особом положении. Они профессионалы, и относятся к нам как к любому другому члену экипажа», — делится Агнежка Баран, второй пилот ATR 42/72 одной из польских авиакомпаний.

Сегодня глобальный авиационный рынок уверенно следует по стопам других отраслей, где пол специалиста не играет первостепенной роли. Прежде всего, это касается западных компаний и организаций, где представительницы прекрасного пола встречаются как на руководящих постах, так и в кабине пилота или даже в ангарах.

«Более либеральный подход постепенно развивается и в других странах. В России женщины-пилоты были на протяжении всей истории становления национальной авиации, как гражданской, так и военной. Сегодня женщины пилотируют воздушные суда авиакомпаний «Трансаэро», «Аэрофлот», «ЮТэйр» и других перевозчиков. В Азии женщины уже не первый год сидят за штурвалом коммерческих самолетов. Даже Royal Brunei Airlines, национальный перевозчик Брунея, где большинство населения исповедует ислам, имеет в своей команде несколько пилотесс. Подобные тенденции наблюдаются во многих странах, что, конечно, не может не радовать», — добавила Скайсте Книзайте.

«Да, возможно, для девушки стать профессиональным пилотом — немного сложнее, чем для мужчины. Пусть об этом и не говорят, но нам приходится дольше и сильнее доказывать, что мы действительно готовы сесть за штурвал. Главное, девушки, помните, что мечты сбываются! Учитесь, усердно работайте и никогда не сдавайтесь. Потому что, когда вы сможете, наконец-то, заняться любимым делом — это будет самый счастливый день в вашей жизни», — поделилась Агнежка Баран.